Logo ur
Сайт администрируется Службой Юридической Помощи при Министерстве Юстиции Кыргызской Республики

Обязан ли покупатель оплачивать поврежденный товар в магазине?

ID2293
Просмотров: 27
Актуально на: 15-11-2024
QR Code

Обязаны ли вы возместить ущерб, если случайно повредили товар? Обычно нет, но бывают исключения. Важно понимать эти нюансы, учитывая, что посещение магазинов является частью нашей повседневной жизни.

Если вы случайно повредили товар в магазине, пока он не оплачен, он остаётся собственностью продавца. Размещение товаров в доступном для покупателей месте несёт в себе риски, которые, по закону, ложатся на владельца магазина. Это подтверждается статьей 222 Гражданского кодекса КР, указывающей, что риск случайной гибели имущества несет его собственник. 

Статья 222 Гражданского кодекса КР

  1. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо.
  2. Собственник несет риск случайной гибели или случайной порчи имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, за случайное повреждение товара покупатель ответственности не несёт, и возмещать ущерб не требуется. Продавец может потребовать оплаты поврежденного товара только через суд, если удастся доказать умышленное повреждение со стороны покупателя.

Вот некоторые примеры:

  1. Узкие проходы: Если вы случайно уронили товар, пытаясь разойтись с другим покупателем в узком проходе, ответственность за это не лежит на вас.
  2. Плохая расстановка товара: Сотрудники магазина должны обеспечивать удобный доступ к товарам и не загромождать проходы, что минимизирует риск случайного повреждения товаров. Например, в маленьких магазинах часто встречаются узкие проходы, заполненные товарами, включая стеклянные изделия, что увеличивает вероятность их случайного повреждения покупателями.
  3. Мокрый пол: Если в магазине полы мокрые и не обозначены соответствующими предупреждающими знаками, это увеличивает риск поскользнуться и случайно повредить товар. В таких случаях покупатель не только освобождается от ответственности за повреждение товара, но и имеет право требовать от продавца компенсацию за возможный вред здоровью.

Например, если покупатель преднамеренно вскрыл и выпил из бутылки дорогого алкоголя или разбил витрину. При таких действиях покупатель обязан возместить ущерб в полном объеме, и в зависимости от обстоятельств может быть привлечен к различным видам ответственности.

Ответственность за доказательство случайности или умышленности порчи товара лежит на продавце, который стремится взыскать убытки. Важно отметить, что даже наличие видеозаписей и других улик не дает права продавцу принудительно требовать оплату за повреждение, если покупатель не согласен это делать добровольно. 

Окончательное решение о виновности может быть принято только судом.

Суд признает вину покупателя, если доказано, что порча товара была умышленной. Под умышленностью понимается не просто намерение разрушить или повредить, а любые действия, выходящие за рамки нормального поведения посетителя магазина, такие как неосторожное обращение с товаром, чрезмерно активное поведение, например, бег или прыжки в торговом зале, или неаккуратное использование тележки или корзины. Умышленные действия могут включать подбрасывание товаров, их беспорядочное закидывание в корзину, что не характерно для обычного поведения покупателя.

При рассмотрении дела суд учитывает не только факт манипуляций с товаром, но и общее поведение покупателя. Ключевыми доказательствами могут служить записи видеонаблюдения, показания свидетелей и другие собранные материалы.

Если вас заставляют заплатить за поврежденный товар на месте или не выпускают из магазина, важно знать свои права. Незаконное удержание покупателей — это преступление. Если вас удерживают против воли, вы имеете полное право вызвать милицию самостоятельно.

В случае грубого обращения или применения силы, подайте жалобу в милицию или антимонопольный орган. Если требуют оплатить ущерб, следуйте этим шагам:

  1. Запросите жалобную книгу и запишите в ней все детали инцидента, включая дату, время и обстоятельства повреждения товара.
  2. Позвоните в Антимонопольную службу по номеру 0 (312) 56-31-97 для дополнительной консультации или жалобы.
  3. Ведите разговоры только с руководством магазина, такими как менеджер или директор.
  4. Попросите составить акт о порче товара, где будут указаны все факты, связанные с инцидентом, включая оценку ущерба.
  5. Сделайте копию или фотографию акта и жалобной книги для вашего личного архива.
  6. Если возможно, записывайте происходящее на видео. Эти записи могут служить важными доказательствами в случае судебного разбирательства.




    Похожие вопросы