Общий порядок обжалования административных актов и действий сводится к досудебному и судебному урегулированию спора. Однако есть исключения для случаев, когда административный орган не реагирует на заявление, не выдает решение в срок, или когда отменить административное решение нельзя без согласия его инициатора, например, при изъятии имущества. Также это касается ситуаций, когда нет вышестоящего органа для обжалования. В этих случаях можно сразу обратиться в суд, минуя досудебный порядок.
Если вы не согласны с решением или действием (или его отсутствием) административного органа, вы можете подать жалобу:
- Куда подавать: Жалобу отправляйте непосредственно в административный орган, который вынес решение, или вышестоящему органу.
- Сроки для подачи: У вас есть 30 рабочих дней для подачи жалобы с момента получения решения, совершения действия; на бездействие административного органа — по истечении тридцатидневного срока, либо специального срока, предусмотренного иным законом.
Бездействие может быть обжаловано или в порядке, определяемом рассматриваемым Законом или сразу же в судебном порядке, таким образом, в случае пропуска срока по уважительным причинам к жалобе прикладывается также заявление о восстановлении пропущенного на подачу жалобы срока.
В жалобе должны быть указаны:
- Какой орган рассмотрит жалобу;
- Ваши имя, фамилия и адрес;
- Если жалоба от компании, укажите имя и фамилию представителя, его должность, название и адрес компании;
- Суть жалобы;
- Что вы хотите получить в результате;
- Список документов, которые вы прилагаете;
- Дата подачи жалобы;
- Ваша подпись и, если это жалоба от компании, печать.
После рассмотрения вашей жалобы административный орган может:
- Полностью или частично удовлетворить вашу жалобу: Могут отменить прежнее решение, признать его недействительным или выдать новое решение.
- Оставить жалобу без удовлетворения: Решение останется без изменений, если орган считает его законным.
Если жалоба касается действия или бездействия органа:
- Могут признать действие незаконным: И прекратить его, если оно еще продолжается.
- Могут оставить вашу жалобу без ответа: Если считают действие законным.
При бездействии органа:
- Могут выполнить требуемое действие: Либо сами, либо обязать к этому нижестоящий орган.
- Могут оставить бездействие без внимания: Если считают его законным.
Если жалобу рассматривает орган выше того, кто выдал решение:
- Могут удовлетворить жалобу: Полностью или частично и принять необходимые меры.
- Могут отменить решение: И поручить нижестоящему органу выдать новое.
- Могут прекратить незаконное действие или выполнить необходимое.
Если административный орган отказал в вашей жалобе частично или полностью, или не предпринял нужные действия, вы можете подать иск в суд.
В суде можно обжаловать:
- Незаконные решения или бездействие административного органа.
- Требовать от административного органа не выпускать решение, которое вам вредит, или не делать какие-то действия.
- Заставить административный орган выдать нужное вам решение или сделать определенные действия.
- Оспорить правила, установленные административным органом или органом местного самоуправления, если они вам не подходят.
- Оспорить решение административного органа, которое уже не действует.
Суд не рассматривает административные дела о:
- Оспаривании постановлений за нарушения, рассматриваемые госорганами или должностными лицами.
- Действиях или бездействии милиции и других правоохранительных органов, связанных с уголовными процессами.
Иски подаются в суд по месту нахождения административного органа, к которому у вас претензии. Если же вы хотите обжаловать действия нескольких органов, иск можно подать по адресу любого из них на ваш выбор.
Срок подачи иска
Административный иск подается в суд в течение трех месяцев:
- со дня получения копии акта государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц;
- либо со дня, когда заявитель узнал о вынесении данного акта, если иные сроки не установлены законом.
В случае пропуска срока, истцом прилагается заявление о восстановлении пропущенного срока для подачи иска.
В иске в суд должны быть указаны:
- Куда подаётся иск (название суда).
- Ваши данные: фамилия, имя, почтовый адрес, телефон, банковские данные и электронная почта (если есть).
- Информация об ответчике: название органа или имя и должность лица, адрес, телефон, банковские данные и электронная почта (если известны).
- Детали обжалуемого решения: кто его принял и что это за акт.
- Что именно обжалуете: действие или бездействие, с подробностями.
- Когда было принято решение или совершено действие.
- Указание на попытки решить вопрос до суда.
- Ваши аргументы и что вы хотите от суда.
- Список всех документов, что прилагаете к иску.
К вашему иску в суд нужно приложить:
- Сам обжалуемый акт или его копию.
- Решение, которое было принято по вашей жалобе до суда.
- Доказательства, подтверждающие вашу правоту.
- Квитанцию об оплате госпошлины (если вам не положено освобождение от неё).
- Документы, подтверждающие, что другие участники процесса получили копии всех бумаг.
- Любые заявления от вас, если они есть.
- Переводы документов на официальный язык, если они изначально на иностранном.
В случае невозможности предоставления доказательств, которые истец не может самостоятельно предоставить, он вправе указать в иске причины невозможности предоставления таких доказательств и ходатайствовать об их истребовании.
Иск подписывается истцом или его представителем с указанием даты его подписания.
Если иск подается представителем, то в нем указываются фамилия, имя представителя, его почтовый адрес, а также номера телефонов и адрес электронной почты, если таковые имеются. Одновременно с иском подается доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия представителя.